Юрист-эколог отвечает на главные вопросы
Как не запутаться в новом экологическом законодательстве и не попасть впросак? Задайте свой вопрос юристу.
Вопрос правового регулирования в сфере промышленной экологии является актуальным для бесчисленного количества предприятий, которые функционируют на территории Российской Федерации. И далеко не всегда получается грамотно и точно трактовать букву закона, в особенности когда она касается столь широкой области как промышленная экология.
Именно поэтому мы пригласили в качестве эксперта Наталью - юриста-эколога с большим стажем, чтобы разобраться в изменениях законодательства в сфере промышленной экологии, которые произошли за 2020 год.
- Наталья, расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей деятельности.
Добрый день. Вот уже много лет я занимаюсь мониторингом законодательства в сфере экологии и природопользования. Это значит, что я анализирую проблемы и особенности законодательства промышленной экологии. Аналитика это довольно сложный процесс, который требует много времени и знаний, без которых невозможно разобраться во всех тонкостях нового НПА или его проекта. Чтобы делать какие-то выводы необходимо уделять немало времени изучению предыдущих НПА, чтобы четко понимать, откуда "растут ноги" у новых инициатив Совета Федераций.
Мне очень нравится эта сфера, так как сейчас, в 21 веке, наиболее остро стоит проблема загрязнения окружающей среды, и в большей степени ответственность за нее несут именно промышленные предприятия, выбросы и сбросы которых вносят существенный вклад в состояние нашей планеты. Хочется внести свой посильный вклад в наше общее и очень большое дело.
- Как вы оцениваете ситуацию в экологическом законодательстве РФ?
Сейчас проходит большая экологическая реформа: на самом высоком уровне в правительстве акцентируют внимание на экологических проблемах современной действительности, что не может не отражаться на действиях законодателя. За последние несколько лет законодательство РФ в сфере экологии и природопользования значительно продвинулось в сторону ужесточения требований к крупным предприятиям, а также перевода производства на более экологичные технологии.
Об этом свидетельствуют положения Конституции, поправки в КоАП РФ, поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды», в части установления производственного экологического контроля, добавление положения ст. 69 данного закона, в котором говорится о государственном учете объектов НВОС, а также курс на принятие новых технологических показателей в справочниках по НДТ, таких как например Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1430 "Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов", Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения». Данным ФЗ расширяется перечень составов административного правонарушения за несоблюдение требований в области охраны ОС при обращении с отходами производства и потребления.
- В чем основные отличия экологического законодательства РФ от европейского?
Российское экологическое законодательство по большому счету находится на пути своего становления, те же справочники по НДТ в Европе уже практически пережиток, а у нас тренд. Виной этому может быть период кризиса в 90-ые годы, когда в нашей стране не уделялось должного внимания экологии в целом, а также не осуществлялся должный надзор за предприятиями, которые могу как-то навредить окружающей среде. Достаточно вспомнить только разлив нефти 1994-ого года в Коми, который произошел из-за изношенности трубопровода и халатного отношения к его обслуживанию.
- Какие основные подвижки произошли в 2020 году в сфере экологического законодательства?
2020 год проходит во многом под знаменем регуляторной гильотины, которая коснется контрольно-надзорной деятельности во всех сферах нашей действительности, в частности и в сфере экологии. Отменяется большое количество ранее принятых НПА в замен них принимаются новые акты. Кроме того, законодатель ликвидирует коллизии и пробелы в законодательной сфере экологии. Основная цель реформы в сфере экологии - повысить качество окружающей нас среды, сделать ее безопасной, а также сохранить свежий воздух и чистую воду для будущих поколений. И чем скорее мы встанем на путь всеобщей "экологизации", тем лучше будет для всего мира.
- Как разлив дизтоплива в Норильске повилял на вектор развития экологического законодательства?
Авария, произошедшая в Норильске прежде всего должна научить нас тому, что мы должны действовать на предупреждение подобных ЧС, а не на борьбу с последствиями. Наверняка все крупные промышленные предприятия после случившегося должны переосмыслить свое отношение к безопасности на производстве, а также сделать все возможное для предотвращения подобного в дальнейшем. Что касается нормативной базы нашего законодательства, то я не могу сказать, что случившееся как то принципиально на него повлияло, но разлив в Норильске показал, что в современных реалиях не получится безнаказанно наносить ущерб окружающей среде. Возможно, шумиха вокруг разлива в Норильске привела к тому, что подобные ситуации стали чаще освещаться в СМИ, что привело к ускорению реагирования на подобные ЧС.
- Что правительство считает первоочередным для улучшения или реформирования в данной сфере?
Формирование благоприятной окружающей среды в целом: так, например, при помощи "мусорной реформы" создается инфраструктура по сбору, переработке и утилизации бытовых отходов; немаловажным считается сохранение лесных и водных ресурсов, а также совершенствование экологического законодательства. Один из приоритетов — это "мусорная реформа", в рамках которой проходит чистка городов от мусора, ликвидация накопленного экологического ущерба, несанкционированных свалок и полигонов.
«Очистка страны от мусора – одна из самых волнующих государство и общество проблем, которая регулярно обсуждается в Правительстве, профильных министерствах и ведомствах, а также с экспертным и бизнес-сообществом. С 1 января должна стартовать новая модель сбора и переработки отходов. Координировать работу будет Министерство природных ресурсов. Эту тему нельзя передавать только на местный уровень, – считает вице-премьер, – федеральному центру необходимо разделить эту задачу с субъектами и запустить совместную работу». - Алексей Гордеев, заместитель Председателя Правительства.