Возмещение вреда от источников повышенной опасности (нефтепровод, платформы, заводы и тд.)
Под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, согласно терминам и определениям, изложенным в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон).
Возмещение вреда окружающей среде, причинённого деятельностью, создающей повышенную опасность, регулируется как Федеральным законом «Об охране окружающей среды», так и Гражданским кодексом РФ. Необходимые разъяснения по этому вопросу даны и Пленумом Верховного Суда РФ.
Е.С. Пронина
Управление государственного экологического надзора Росприроднадзора
Возмещение вреда окружающей среде, причинённого деятельностью, создающей повышенную опасность, регулируется как Федеральным законом «Об охране окружающей среды», так и Гражданским кодексом РФ. Необходимые разъяснения по этому вопросу даны и Пленумом Верховного Суда РФ.
Статьёй 42 Конституции РФ гарантированно право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, согласно терминам и определениям, изложенным в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон).
При этом одним из принципов охраны окружающей среды в соответствии с положениями ст. 3 Закона является возмещение вреда окружающей среде.
Согласно требованиям ч.1 ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить вред в полном объёме в соответствии с законодательством.
Основанием для предъявления в установленном законодательством порядке исков о возмещении вреда окружающей среде является причинение вреда окружающей среде и её компонентам вследствие нарушений обязательных требований (ст. 65 Закона), к которым относятся требования, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Вопросы по возмещению вреда регулируются как положениями Закона, так и Гражданским кодексом РФ, в ч. 1 ст. 1064 которого также определено, что вред подлежит возмещению в полном объёме лицом, его причинившим, и независимо от того, причинён ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Вместе с тем в абз. 2 ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ закреплено, что обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
К таким случаям, когда ответственность по возмещению вреда наступает независимо от наличия вины, в частности, относится ответственность за вред, причинённый деятельностью, создающей повышенную опасность, в том числе прямо поименованную в ст. 1079 Гражданского кодекса РФ: сопряжённую с использованием транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др. Положениями ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности.
Также согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее - Постановление Пленума) перечни опасных и особо опасных производств установлены Градостроительным кодексом РФ (ч. 1 ст. 48.1), Кодексом торгового мореплавания РФ (подп. 3 п. 2 ст. 327), Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (п. 1 ст. 86), Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (приложения 1 и 2), Федеральным законом от 27.07.2010 № 225- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ст. 5).
В указанных случаях обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (абз. 2 ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).
Освобождением от обязанности по возмещению вреда для лиц, владеющих источником повышенной опасности, являются действия непреодолимой силы, умысел потерпевшего или выбытие источника из обладания им при условии доказательства лицами, владеющими источниками такой опасности, что вред возник по указанным причинам (ч. 1 и 2 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).
Соответственно обязанность доказывания, что вред причинён не в результате действий лица, владеющего источником повышенной опытности, возложена на указанное лицо.
Под действием непреодолимой силы понимается чрезвычайное и не предотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ч. 1 ст. 202 Гражданского кодекса РФ). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).
Кроме того, при наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из обладания им, ответственность может быть возложена также на владельца источника повышенной опасности (ч. 2 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем наличие обстоятельств, освобождающих от обязанности по возмещению вреда для лиц, владеющих источником повышенной опасности, не является препятствием для предъявления иска о возмещении вреда без доказательства данными лицами обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений и которые документально подтверждены.
Таким образом, в соответствии с положениями названных статей требование о возмещении вреда в результате аварийной ситуации, например на трубопроводе, в том числе произошедшей из-за незаконных действий других лиц, будет предъявлено лицу, владеющему источником повышенной опасности.
При наличии двух и более лиц, виновных в причинении вреда окружающей среде или её компонентам (например, при столкновении транспортных средств), требование о возмещении предъявляется каждому участнику события, приведшего к причинению вреда, по основаниям, изложенным в ч. 3 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ о солидарной ответственности владельцев источников повышенной опасности.
Однако при этом необходимо учитывать, что при причинении вреда окружающей среде несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причинённый вред лишь в тех случаях, когда установлено их совместное участие. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения (п. 43 Постановления Пленума).
Также ст. 1068 Гражданского кодекса РФ установлена ответственность юридических лиц или граждан за вред, причинённый их работниками. Следовательно, если вред был причинён работником хозяйствующего субъекта при исполнении трудовых, служебных, должностных обязанностей или участником хозяйственного товарищества, производственного кооператива при осуществлении предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива, то требование о возмещении также предъявляется хозяйствующему субъекту.
Срок предъявления исков о возмещении вреда установлен в положениях ч. 3 ст. 78 Закона и составляет 20 лет, при этом возмещение (компенсация) осуществляется либо добровольно, либо по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда (ч. 1 ст. 78 Закона).
Способы определения размера вреда установлены в ст. 77 и 78 Закона.
Вместе с тем положения указанных статей противоречат друг другу. Так, в ч. 3 ст. 77 Закона установлено, что вред окружающей среде, причинённый субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды. В то же время из абз. 2 ч. 1 ст. 78 Закона следует, что определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разъяснения по применению ст. 77 и 78 Закона даны в п. 37 Постановления Пленума: при наличии такс и методик вред подлежит исчислению только в денежном выражении. Соответственно, если в результате нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды будет нанесён вред окружающей среде или её компоненту при наличии методики определения такого вреда, вред будет рассчитан посредством её применения. Так, по факту оказания сверхнормативного негативного воздействия на водные объекты или загрязнение почвы будут применены утверждённые приказами Минприроды России от 13.04.209 № 87 и от 08.07.2010 № 238 методики по расчёту вреда водным объектам и почвам соответственно как объектам окружающей среды.
Вместе с тем установленная ч. 2 ст. 78 Закона возможность возмещения вреда посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счёт средств ответчика в соответствии с проектом восстановительных работ также возможна на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда (ч. 2 ст. 78 Закона) и только в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по её восстановлению (п. 37 Постановления Пленума).
В заключение хотелось бы отметить, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (п. 36 Постановления Пленума), равно как и возмещение вреда, в том числе и в добровольном порядке, не освобождает субъекта, его причинившего, от устранения нарушения, повлекшего за собой причинение вреда окружающей среде.