Разработка нормативов допустимого сброса сточных вод: на что обратить внимание
К.Ю. Григорьев
ООО «Юридический центр промышленного экологии»
Журнал "Экология производства" №10, 2013
Данная статья посвящена вопросам разработки НДС для предприятий, сбрасывающих сточные воды непосредственно в водные объекты без использования централизованной системы водоотведения.
Необходимость установления (утверждения) НДС для предприятий, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, предусмотрена ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные Объекты для водопользователей».
НДС разрабатываются в соответствии с утверждённой Минприроды России методикой (в настоящее время это Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утверждённая приказом МПР России от 17.12.2007 № 333, далее - Методика № 333) и утверждаются Росводресурсами (его территориальными органами) по согласованию с Росгидрометом, Росрыболовством, Ростехнадзором и Роспотребнадзором.
Порядок согласования НДС с указанными органами, а также утверждения НДС территориальными органами Росводресурсов до настоящего времени не принят, в частности не определены основания для отказа в согласовании (утверждении) НДС. Тем не менее указанное не означает, что заявителю не может быть отказано в согласовании (утверждении) представленного проекта НДС. Фактически согласовывающие органы и территориальные органы Росводресурсов отказывают в утверждении НДС, когда последние разработаны не в соответствии с требованиями Методики № 333.
Зачастую предприятия заказывают разработку проекта НДС проектной организации.
Важно понимать, что проект НДС, разработанный ненадлежащим образом, будет возвращён для переработки (как вариант - неоднократно) и не будет своевременно согласован и утверждён, что повлечёт за собой риски привлечения к ответственности и предъявление исков о внесении повышенной платы за сбросы (в размере, в 25 раз превышающем плату в пределах установленных нормативов) и о возмещении вреда окружающей среде (при этом, как правило, размер исковых требований составляет сотни тысяч или миллионы рублей).
В связи с этим при заключении договора с проектной организацией необходимо предусмотреть в договоре условие о том, что разработка НДС должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства и в установленный договором срок, который определяется исходя из необходимости своевременного получения утверждённых НДС и в последующем разрешения на сбросы.
Кроме того, необходимо включить в договор условие, согласно которому проектная организация в случае ненадлежащей (несвоевременной) разработки НДС возмещает заказчику убытки, в том числе понесённые в связи с привлечением его к административной ответственности, предъявлением требований о возмещении вреда окружающей среде.
Также стоит учитывать, что для разработчика НДС результатом работы является утверждённый проект НДС, в связи с чем проектировщику проще определить НДС на уровне наиболее жёстких требований (на уровне предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ - ПДК), которые наверняка устроят согласовывающие органы и Росводресурсы, хотя согласно Методике № 333 в отдельных ситуациях возможны варианты разработки менее жёстких НДС.
В свою очередь, НДС, установленные на уровне ПДК, далеко не всегда могут быть обеспечены самим предприятием, что опять же влечёт за собой риски привлечения к ответственности и внесения повышенной платы за сбросы.
Поэтому для осуществления контроля за качеством выполняемых работ ответственному специалисту на предприятии необходимо знать основные этапы разработки НДС, определённые Методикой № 333. Эти знания помогут не только предупредить некачественную разработку НДС, но и оценить законность отказа в утверждении НДС в том или ином случае со стороны согласовывающих органов и территориальных органов Росводресурсов.
Основным исходным моментом для разработки НДС является то, что данные нормативы должны обеспечивать соблюдение нормативов качества (в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воде водных объектов).
В настоящее время установлены два вида нормативов качества: гигиенические, определяющие требования к воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также рыбохозяйственные, определяющие требования к воде водных объектов рыбохозяйственного значения.
В случае одновременного использования водного объекта или его участка в различных целях для состава и свойств его вод принимаются наиболее жёсткие нормы качества воды из числа установленных (п. 6 Методики № 333).
Соответственно, если водный объект является одновременно водным объектом рыбохозяйственного и питьевого (хозяйственно-бытового) назначения, необходимо сравнить перечни соответствующих нормативов и выбрать наиболее жёсткие для нормирования сброса загрязняющих веществ. Как правило, наиболее жёсткие рыбохозяйственные нормативы.
Следующий шаг - определение фоновых концентраций загрязняющих веществ в водном объекте выше точки сброса по тому перечню загрязняющих веществ, по которому предстоит разработать НДС.
Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных (п. 11 Методики № 333).
Таким образом, сведения о фоновых концентрациях также могут быть получены не только в территориальных органах Росгидромета, но и у лицензированных организаций - для указанного случая действующим законодательством предусмотрена выдача лицензий в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В зависимости от значений фоновых концентраций определяется метод разработки НДС.
Если фоновые концентрации загрязняющих веществ не превышают нормативы качества (ПДК), то расчёт НДС осуществляется в соответствии с разделами III-VIII Методики № 333 для отдельных выпусков сточных вод, их совокупности или водохозяйственного участка. При этом в данном случае учитывается степень разбавления сточных вод водой водного объекта и соблюдение нормативов качества необходимо обеспечить в контрольном створе, а не в месте сброса.
Однако из данного правила есть исключения.
Так, если сброс осуществляется в пределах населённого пункта, то разработка НДС осуществляется исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам (п. 8 Методики № 333), т.е. на уровне нормативов качества, которые должны обеспечиваться непосредственно в сточных водах, а не в контрольном створе. При этом в данном случае не говорится о необходимости соблюдения именно гигиенических нормативов, в связи с чем в сточных водах должны соблюдаться наиболее жёсткие нормативы качества.
Кроме того, при сбросе теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом) или соблюдения в сточных водах нормативов качества воды дня вида водопользования, установленного на рассматриваемом участке водного объекта - приёмника сточных вод (п. 10 Методики № 333).
Если же фоновые концентрации загрязняющих веществ в водном объекте превышают нормативы качества (ПДК), то необходимо установить, обусловлено ли содержание загрязняющих веществ природными факторами, не зависящими от деятельности человека, или хозяйственной деятельностью.
Сведения о том, является фон природным или антропогенным, следует также запрашивать при получении исходных данных для разработки НДС у Росгидромета или лицензированных организаций.
Если будет установлено, что повышенное содержание загрязняющих веществ в воде обусловлено природными факторами, НДС разрабатывается на уровне фоновых концентраций (т.е. фактически в значениях, превышающих нормативы качества) в соответствии с п.1 Методики № 333.
В противном случае НДС должны определяться, как и при сбросе сточных вод в пределах населённых пунктов, исходя из отнесения нормативных требований к качеству воды к самим сточным водам, т.е. на уровне нормативов качества (п. 9 Методики № 333).
Ещё одним фактором, влияющим на итоговые величины НДС, являются сведения о фактическом сбросе за предыдущий период.
По общему правилу, если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчётного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс за исключением показателей, значения которых возрастают после биологической очистки, например нитритов и нитратов (п.12 Методики № 333).
Данные о фактическом сбросе при разработке НДС приводятся за предыдущие 5 лет, при этом за каждый год определяется среднеарифметическое значение концентрации по каждому загрязняющему веществу. В Методике № 333 не разъясняется, какой из ранее определённых фактических концентраций необходимо руководствоваться при сравнении с расчётным значением НДС. В связи с этим полагаем, что предприятие вправе руководствоваться наибольшим значением фактической концентрации, что обеспечит наименее жёсткие требования при нормировании.
В настоящее время специалисты Юридического центра промышленной экологии принимают участие в работе экспертной группы Минэкономразвития России, подготавливающей заключение по оценке регулирующего воздействия Методики № 333 в целях совершенствования положений данного документа. В числе наших предложений: необходимость разработки НДС в пределах населённого пункта на основании не наиболее жёстких, а гигиенических нормативов, а также отказ от нормирования сброса по фактическим концентрациям в ситуациях, когда фактические концентрации веществ в сточных водах ниже значений ПДК и т.п.