Последствия разлива нефти в Мексиканском заливе
Если бы у Вас была возможность встать на дно океана и посмотреть вверх, то Вы бы смогли увидеть множество хлопьев, состоящих из органического материала и детрита, живых организмов и неорганической пыли, медленно стекающих по толще воды. Это явление получило название «морской снег».
Однако, катастрофа на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, внесла свои коррективы в этот природный процесс. Нефть и диспергаторы провзаимодействовали с морским снегом и образовали нефтяной снег.
Опасность морского нефтяного снега заключается в том, что он переносит углеводороды из толщи воды в донные отложения, доставляя тем самым, кислородосодержащие и другие разнообразные вредные соединения в глубоководные экосистемы.
Хотя, с одной стороны, это явление уменьшает негативное воздействие на приповерхностные организмы (рыбы, птицы и моллюски), но с другой стороны, нефть осаждается в глубокий океан, где воздействует на фауну, кораллы и глубоководную рыбу, и микроорганизмы.
Эндрю Возняк из Университета Делавэра провел исследование, чтобы проверить накопления морского нефтяного снега в Мексиканском заливе, результаты которого были недавно опубликованы в журнале «Environmental Science and Technology».
Возняк, доцент из Дэлавэрского Университета, проводил исследование, будучи еще и научным сотрудником в Университете Старого Доминиона. Он сказал, что для воссоздания условий Мексиканского залива он и его сотрудники использовали стеклянные емкости объемом 100 литров, заполненные морской водой, собранной из залива.
Помимо морской воды, они добавили планктон, собранный в прибрежных водах непосредственно перед началом эксперимента. Они также добавили такую же по составу нефть, разлитую во время катастрофы, вместе с химическими диспергаторами, использованным для ее разложения, и проводили эксперимент в течение четырех дней.
Частицы в резервуарах образовывались на поверхности, в толще воды, часть из них опускалась на дно. Возняк собрал осевшие частицы и удалил нефтяной компонент для проведения химического анализа.
При проведении химического анализа выяснилось, что образцы отличались от исходной нефти, это можно объяснить микробной деградацией.
Когда происходят подобные аварии, фитопланктон и бактерии в океане взаимодействуют с нефтью, что для них вредно, и выделяют внеклеточные полимерные вещества (ВПВ), собирающие нефть.
«Это своего рода защитный механизм, поскольку эти ВПВ обладают липкими свойствами, таким образом микроорганизмы пытаются «оградиться» от нефти», - сказал Возняк.
В результате другие микроорганизмы улавливают ВПВ.
«Если что-то с достаточной плотностью, например, минералы, покрывают ВПВ, то эти хлопья тонут, и в результате получается морской нефтяной снег», - пояснил Возняк.
Глядя на разложившийся материал на дне мезокосмов, Возняк увидел, что, когда нефть просачивалась через толщу воды, она обеспечивала микросреду для обитания бактерий и микробов, которым необходимы углеводороды для жизнеобеспечения.
Помимо создания благоприятных условий для этого сообщества бактерий, также остается часть нефти, которая претерпела изменения - возможно, в худшую сторону.
«Это может повлиять на повышение токсичности нефти, потому что она насыщается кислородосодержащими соединениями», - сказал Возняк. «Кислородосодержащие формы некоторых соединений, таких как полициклические ароматические углеводороды, являются более токсичными и поэтому могут повлиять на результаты исследования донных отложениях или глубоких коралловых рифов».