Отечественная машина-амфибия на службе у нефтяников и газовиков
Спрос мировых экономик на нефть и нефтепродукты неуклонно растет, что порождает необходимость более глубокой проработки существующих и разведки новых месторождений углеводородов. Экстенсивная разведка месторождений неизбежно толкает нефтяников все глубже в северные широты – в сложный рельеф, болота, вечную мерзлоту.
Разработка, ввод в эксплуатацию и обслуживание северных месторождений проходит в тяжелейших природных условиях – низкие температуры, сложный рельеф местности, большие площади заболоченных и труднопроходимых территорий при практически полном отсутствии организованной транспортной сети, чувствительные северные экосистемы. Все эти факторы ставят перед человеком и оборудованием новые задачи и устанавливают к ним особые требования.
Одной из важных задач, стоящих перед нефтяниками в процессе эксплуатации месторождений, является транспортная задача. Доставка оборудования и персонала к месту производства работ (ремонтных, профилактических, ЛАРН и т.д.) как правило крайне затруднена в связи с особенностями местности. Использование больших вездеходов зачастую нецелесообразно в виду масштабов работ. Также большие машины, оказывая за счет большой массы существенное давление на грунт, нарушая хрупкие северные экосистемы, на восстановление которых требуются сотни лет.
В связи с этим появилась острая необходимость в разработке многофункциональной платформы высокой проходимости, позволяющей решать широкий круг задач, связанных с эксплуатацией объектов нефтедобычи.
Ответом на потребности нефтяников стало развитие в России направления легкой многофункциональной техники для работы на труднопроходимых участках, сложных рельефах и воде. Примером этому служит новейшая российская разработка – многофункциональная самоходная машина (МСМ) «Портум», разработанная специально для нефтегазового сектора в тесном контакте с инженерно-техническим составом нефтегазодобывающих предприятий и позволяющая решать широкий круг транспортных, ремонтных и экологических задач.
Положительный опыт внедрения подобной техники уже имеется среди российских нефтедобывающих компаний, стремящихся внедрять новейшие технические решения для повышения эффективности проводимых работ и обеспечения более высокого уровня безопасности. При этом уделяется особое внимание как технологиям добычи, так и обеспечивающим процессам, повышающим эффективность ремонтных работ, аварийных работ, работ по восстановлению нарушенных земель. Специально для этих целей и осуществляет ввод в эксплуатацию легкой многофункциональной техники типа «Портум», комплектация и функционал которой ориентирован для выполнения задач по ликвидации разливов нефти, рекультивации нефтезагрязненных земель и проведения ремонтных работ на труднодоступных участках.
В виду дальнейшего освоения территорий, северные регионы Российской Федерации подвержены наибольшему ущербу от аварий на трубопроводах. При этом почвенно-климатические условия там крайне неблагоприятны, так как избыточное увлажнение почв, в первую очередь болотных, с одной стороны, ограничивает глубину проникновения нефти, а с другой – создаёт массу сложностей технического и агробиологического характера при проведении работ по ЛАРН и рекультивации. Ликвидация разливов в подобной местности требует большого количество времени, людей и средств. Только предварительный этап работ по ЛАРН составляет прокладку временных дорог, обеспечение судов и нефтесборного оборудования, скашивание и сбор растительности. Многоэтапный и длительный процесс приводит к распространению разлива и усугублению экологической проблемы.
Для механизации и автоматизации этих процессов как раз и используется легкая техника типа «Портум», которая успешно справляется с задачами при работе на заболоченной местности, водоёмах, побережье и грунте. Основные преимущества данных машин:
- возможность передвижения как по суше, так и по воде;
- легкий вес и особая конструкция гусениц, позволяющих производить минимальное давление на грунт;
- возможность перевозки, подключения и использования труборезного, сварочного и иного гидравлического и электрического инструмента для ремонтных работ;
- возможность перевозки и подключения нефтесборочного оборудования, для ликвидации разливов нефти на сложных участках;
- возможность перевозки грузов и рабочего персонала;
- возможность подъема/опускания тяжелых грузов;
- возможность установки гидравлической помпы для подачи большого количества воды;
- возможность освещения большой пощади в целях обеспечения бесперебойной круглосуточной работы, когда это необходимо.
Благодаря своей конструкции, основанной на двух понтонах вокруг которых движутся гусеницы, машина уверенно двигается по суше, воде и болоту.
При этом вес машины не превышает 1,5 тонны и в сумме с уникальной конструкцией гусениц оказывает низкое давление на грунт - не более 0,2 кг/см2. Машина оборудована кузовом и крановым подъемным устройством, позволяющим транспортировать к месту разлива нефти, или к месту проведения ремонтных работ оборудование, материалы и рабочий персонал суммарным весом до 850 кг (рис. 2). Особенно специалисты отмечают возможность подключения к «Портум» любого гидравлического оборудования, для этого на машине имеются специальные быстроразъемные соединения и мобильная гидроэлектростанция на 9,6 кВт.
Использование подобной техники в ХМАО значительно повысило оперативность и эффективность выполнения работ при ликвидации последствий аварий, рекультивации и восстановлении нарушенных земель, а также при проведении широкого спектра ремонтных работ на объектах лишенных транспортной доступности.
Что в итоге позволило:
- автоматизировать значительную часть выполняемых работ;
- увеличить масштабы обрабатываемых площадей;
- обеспечить оперативность реагирования при аварийных разливах;
- улучшить качество выполняемых работ;
- сократить расходы на рабочий персонал, закупку судов и вспомогательного оборудования;
- повысить стандарты безопасности и минимизировать риски причинения вреда работникам;
- проводить работы в местах, где невозможно применение любой другой техники.