Мониторинг изменений законодательства в сфере экологии и природопользования за февраль 2021 года
Самые важные изменения законодательства по экологии для предприятий за февраль 2021 года. В кратком изложении с комментариями юриста. Читать на сайте онлайн.
Перечень сокращений:
Минприроды России – Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
РПН – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Роснедра – Федеральное агентство по недропользованию;
Минэнерго – Министерство энергетики РФ;
АВ – атмосферный воздух;
ВО - водный объект;
ЗВ – загрязняющее вещество;
КЭР – комплексное экологическое разрешение;
НВОС – негативное воздействие на окружающую среду;
НПА – нормативный правовой акт;
ООС – охрана окружающей среды;
ОС – окружающая среда;
ПД – проектная документация;
ПИ – полезное ископаемое;
ТП НДТ – технологические показатели наилучших доступных технологий;
ФЗ – федеральный закон;
ФОИВ – федеральный орган исполнительной власти;
ЭЭ – экологическая экспертиза
Проекты федеральных законов
- № 1105777-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в части проведения государственной экологической экспертизы)
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» разработан с целью совершенствования норм федерального законодательства в области экологической экспертизы, устранения внутренних противоречий Федерального закона «Об экологической экспертизе» и правовой неопределенности в порядке проведения государственной экологической экспертизы.
Для устранения правовой неопределенности, содержащейся в пунктах 1 и 1.1 статьи 14 Федерального закона, с учетом сложившейся правоприменительной практики, а также во избежание затягивания сроков проведения государственной экологической экспертизы полагаем целесообразным дополнить пункты 1 и 1.1 статьи 14 Федерального закона абзацами, устанавливающими, что заказчик вправе по собственной инициативе представить положительные заключения, заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту, материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Проекты приказов
- В период с 02.02.2021 по 16.02.2021 проводится общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
- В период с 05.02.2021 по 11.02.2021 проводится антикоррупционная экспертиза проекта приказа Минприроды России «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».
- В период с 09.02.2021 по 01.03.2021 проводится общественное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза проекта приказа Минприроды России «О внесении изменений в приказ Минприроды России от от 31 июля 2018 г. № 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
- Проект приказа Минприроды России «Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых».
- В период с 17.02.2021 по 03.03.2021 проводится общественное обсуждение проекта федерального закона «Об утверждении Перечня объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с подпунктом 7.1. статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы».
НПА
Общее
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 «Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований»
Порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований (далее - Реестр), в том числе сферы общественных отношений, в отношении которых он ведется, оператор Реестра, перечень содержащейся в указанном Реестре информации и обязанности ФОИВ и уполномоченных организаций по ее внесению устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ также вправе утвердить требования к форме и формату установления обязательных требований в целях перевода их в машиночитаемый вид (формат) (п.3 ст.10 Федерального закона «Об обязательных требованиях»).
Постановлением Правительства РФ установлено, что оператором Реестра является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, при этом функции по методическому обеспечению наполнения Реестра возложены на Министерство экономического развития РФ.
Кроме того, постановлением Правительства РФ утверждены Правила формирования, ведения и актуализации Реестра, которые в свою очередь предусмотрено, в частности:
Задачами создания реестра, среди которых:
- формирования, ведения и актуализации реестра, содержащихся в НПА обязательных требований;
- выделения обязательных требований из текстов НПА;
- информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях.
Реестр включает следующие сведения (атрибуты) в отношении каждого обязательного требования:
а) содержание обязательного требования (условия, ограничения, запреты, обязанности);
б) реквизиты структурной единицы НПА, содержащего обязательное требование, и ее текст;
в) срок действия обязательного требования;
г) сведения о статусе обязательного требования (действующее, недействующее требование). Хранение в реестре сведений об обязательных требованиях, в том числе недействующих, осуществляется на постоянной основе;
ж) объект установления обязательного требования (осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий, результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования);
з) сферы общественных отношений, затрагиваемые обязательным требованием;
Руководители и ответственные лица заинтересованных ФОИВ, уполномоченных организаций несут ответственность за полноту и достоверность сведений об обязательных требованиях (атрибутов), размещенных в реестре, а также за соблюдение порядка и сроков их внесения в Реестр.
Оператор реестра обеспечивает функционирование специализированного сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего сведения об обязательных требованиях, а также круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям;
В правилах ведения Реестра обозначены функции:
- Оператора реестра
- ФОИВ уполномоченных за методическое сопровождение реестра, а также ответственные -ФОИВ за заполнение реестра требований.
Обращаем внимание, что постановлением Правительства утвержден план – график формирования реестра обязательных требований для МЧС России, Роспотребнадзора, Минстроя, Росаккредитации, Роструда.
- Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1116 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства основных органических химических веществ»
Нормативными документами, федеральными нормами и правилами в области ООС устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности ТП НДТ (п.1 ст.29 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст.16.3, п.6.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при исчислении платы за НВОС за сбросы ЗВ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе ЗВ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются ТП НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по ООС).
Приказом Минприроды России утверждены ТП НДТ производства основных органических химических веществ.
Одновременно с 09.02.2021 признан утратившим силу, действовавший ранее приказ Минприроды России от 29 августа 2019 г. № 583 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства основных органических химических веществ».
ТП НДТ приведены для выбросов загрязняющих веществ в АВ, соответствующие НДТ, а также для сбросов ЗВ в ВО.
- Приказ Росприроднадзора от 08.09.2020 № 1148 «Об утверждении регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд в отношении территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования»
Регламент устанавливает порядок проведения РПН ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд за соблюдением законодательных и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении территориальных органов Росприроднадзора.
При осуществлении ведомственного контроля РПН осуществляет проверку соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, в частности, проверку:
- соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, в том числе проверку:
- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
Ведомственный контроль осуществляется в виде выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля (далее - проверка).
План проверок формируется на очередной календарный год председателем и членами Комиссии РПН и утверждается приказом РПН не позднее 25 декабря года, предшествующего году, на который разрабатывается такой план.
Результаты проверки оформляются актом о результатах осуществления мероприятия ведомственного контроля в отношении территориального органа РПН.
- Указ Президента РФ от 08.02.2021 № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития РФ и климатических изменений»
В Программе необходимо предусмотреть создание наукоемких технологических решений, направленных на:
на обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния ОС;
на изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на ОС.
Начиная с 2022 года Президенту РФ должен представляться ежегодный доклад о ходе ее реализации.
Одновременно принято решение образовать совет по реализации Программы, в перечне основных задач которого: подготовка предложений Президенту РФ и Правительству РФ по осуществлению научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений, координация деятельности ФОИВ, органов государственной власти субъектов РФ и заинтересованных организаций в указанной сфере, утверждение комплексного плана научных исследований по направлениям реализации Программы, согласование планов развития научных, научно-образовательных центров и лабораторий, создаваемых в целях реализации Программы.
Совет по реализации программы в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 - 2030 годы (далее - Совет) является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим координацию деятельности ФОИВ и организаций по выполнению мероприятий, предусмотренных Федеральной научно-технической программой в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 - 2030 годы (далее - Программа), а также по осуществлению контроля за ходом ее реализации.
Обращаем внимание, настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Недра
- Приказ Минприроды России от 29.10.2020 № 865 «Об утверждении Порядка государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр»
Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.
Мероприятия по государственному геологическому изучению недр (включая региональное геологическое изучение недр, создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, научно-техническое обеспечение геолого-разведочных работ, тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр, сбор, обработку, хранение, использование и предоставление в пользование геологической информации о недрах) осуществляются государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания.
Работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной ПД, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей (ст.36.1 Закона «О недрах»).
Приказом Минприроды России утвержден порядок регламентирующий процедуру государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр (далее – Порядок № 865).
Ведение государственного реестра работ осуществляется Роснедрами с привлечением Федерального государственного казенного учреждения «Росгеолэкспертиза».
Государственному учету в государственном реестре работ подлежат работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений ПИ, разведке месторождений ПИ, предусмотренные ПД на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений ПИ, разведке месторождений ПИ, по которой получено положительное заключение экспертизы ПД на проведение работ по геологическому изучению недр.
Ведение государственного реестра участков недр осуществляется Роснедрами с привлечением ФГБУ «Российский федеральный геологический фонд».
Государственному учету в государственном реестре участков недр подлежат участки недр, предоставленные в пользование, и лицензии на пользование участками недр.
- Приказ Минприроды России от 09.12.2020 № 1039 «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583, по вопросу совершенствования «заявительного порядка» предоставления участков недр в пользование для целей геологического изучения»
Утвержденным приказом введен запрет на проведение аукционов на право пользования участком недр в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) по участкам недр, в отношении которых поступило 2 и более заявок, если участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий, в границах которых запрещена разведка и добыча полезных ископаемых.
Кроме того, не допускается предоставление в пользование субъектам предпринимательской деятельности участков недр для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, которые полностью или частично расположены в границах участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр (за исключением регионального геологического изучения недр), осуществляемого за счет государственных средств, право пользования которыми прекращено менее чем за 1 год до даты подачи заявки субъекта предпринимательской деятельности.
Обращаем внимание, что утвержденным приказом уточнен перечень полезных ископаемых и (или) территорий, в отношении которых не допускается предоставление права пользования участком недр. Одновременно вводится новый перечень.
Воздух
- Приказ Минприроды России от 28.01.2021 № 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды»
Приказом Минприроды, утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного АВ (далее – Методика № 59).
Настоящая Методика № 59 не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию АВ выбросами радиоактивных веществ.
Утвержденной Методикой № 59 учитывается причинение вреда в результате осуществления ЮЛ и ИП, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих НВОС, I, II, III категорий, выбросов ЗВ в АВ стационарными источниками, превышающих:
- для объектов I категории - технологические нормативы, НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные КЭР;
- для объектов II категории, для которых при наличии соответствующих отраслевых ИТС по НДТ может быть получено КЭР, - технологические нормативы, НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные КЭР;
- для не указанных выше объектов II категории, - НДВ ЗВ в АВ, указанные в декларации о воздействии на ОС;
- для объектов III категории – НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), превышающие НДВ ЗВ в АВ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Кроме того, внесение платы за НВОС, не освобождает ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих НВОС, от возмещения вреда, причиненного АВ как компоненту природной среды.