Как установить заградительные боны
Как правильно действовать в случае аварийного разлива? Как пользоваться бонами и какой тип перекрытия стоит использовать? Подробнее в нашей статье
"Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки" - Теодор Рузвельт
Как гласит древняя народная мудрость – «проблему лучше предотвратить, чем потом исправлять». Особенно актуальна эта фраза для промышленной экологии, поскольку аварии на производствах, которые могут повредить окружающей среде гораздо проще и безопаснее предотвратить еще до их появления, чем потом тратить огромное количество сил, времени и средств на то, чтобы устранить загрязнения. Важно также понимать, что любая утечка нефтепродуктов или химических веществ несет отрицательные последствия для природы, так как придумать способ 100%-ной очистки еще не смог никто.
Именно поэтому мы хотели бы в этой статье обсудить способы установки заградительных бонов на поверхности воды, благодаря которым можно оперативно и эффективно локализовать даже самый крупный разлив (как, например, разлив дизельного топлива в Норильске весной 2020) для последующей ликвидации. Однако для начала необходимо рассмотреть устройство заградительных бонов, чтобы лучше понимать, как они работают.
Устройство заградительных бонов
Боны состоят из надводной и подводной частей. Верхняя не дает нефтяному пятну перетечь через заграждение (все помнят из курса физики, что нефть легче воды, а потому остается на поверхности?), а нижняя служит для того, чтобы тяжелые фракции нефтепродуктов не «уходили дном». Надводная часть также имеет поплавок, который предотвращает опрокидывание бона, обеспечивая устойчивость на волнах и при сильном ветре. В подводной же части заграждения находится балласт, который позволяет бону удерживаться на одном месте в вертикальном положении. Также не стоит забывать о том, что заградительные боны делаются из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и некоторых химических веществ.
Способы установки
- На водоемах с течением (реки, крупные ручьи) – боны служат ограждением, которое не позволяет нефтепродуктам распространяться дальше вместе с течением.
- На водоемах без течения (озера, пруды, море) – выступают в роли заграждения, которое предотвращает растекание масляного пятна по большой площади водоема.
- Ограждение плавсредств (танкера, корабли) – для защиты водного пространства от нештатных ситуаций, в ходе которых может произойти разлив.
- Транспортировка окольцованного пятная разлива – для перемещения собранного разлива в место его ликвидации при помощи скиммеров, сорбентов или, в некоторых случаях, открытого огня.
И если с последними тремя пунктами особых тонкостей нет, то по поводу установки заграждений на реках есть несколько вариаций, которые мы считаем необходимым рассмотреть, поскольку эффективность барьера из бонов во многом зависит от способа и места установки, а также от характеристик самой реки (скорость течения, ширина и глубина).
Есть три основных способа:
- Полное перекрытие русла реки
- Полное перекрытие русла реки «каскадом»
- Частичное перекрытие русла реки
Рассмотрим подробнее:
Полное перекрытие применяется для предотвращения распространения разлива по течению реки, а также его попадания в другие водоемы на нешироких реках со слабым течением.
Частичное перекрытие чаще всего используется в случаях, когда река очень широкая, а также когда масляное пятно движется не хаотично, а по стабильной траектории, благодаря чему есть возможность сместить загрязнение к берегу для последующего устранения.
Перекрытие «каскадом» применяется на широких реках с быстрым течением, где полное или даже частичное перекрытие невозможно из-за сильного давления на боновое заграждение. В таких случаях боны устанавливаются рядами необходимой длины, закрепленные на некотором расстоянии друг от друга и продольно смещенных от одного берега к другому, но с обязательным с перекрытием предыдущего ряда.
Выбор места установки
Заградительные боны всегда устанавливаются ниже по течению от места разлива. Идеальное место для установки боновых заграждений – узкие места реки (например, изгибы), где будет возможность использовать все способы установки бонов. Кроме того, следует обратить внимание на берега в предполагаемых местах размещения барьеров: чем меньше растительности и неровностей рельефа – тем лучше.
Подводя итоги будет важным сказать, что наличие заградительных бонов на производстве – вопрос безопасности не только самого предприятия, но и окружающей природы, поскольку нефтепродукты являются очень токсичными и могут навредить не только людям, которые живут неподалеку, но и животным и растениям, которые обитают рядом с водоемом. Именно поэтому необходимо ответственно относиться к предотвращению разливов, а если это вдруг не удалось, то обязательно озаботиться ликвидацией разлива в кратчайшие сроки.