Как связаны коронавирус и цены на нефть?
Как коронавирус повлиял на изменение цен на нефть в мире? Есть ли связь между пандемией и обвалом курса нефти?
Казалось бы, что общего может быть у опасного вируса и углеводородного ископаемого топлива? И почему крохотный вирус может повлиять на всю гигантскую индустрию нефтедобычи? В данной статье я предлагаю читателям рассмотреть поближе взаимоотношения мировой пандемии и нефтяной биржи, чтобы лучше разобраться в причинно-следственных связях всех злоключений 2020 года.
Как все начиналось
Для того, чтобы в этом все разобраться, необходимо вернуться в начало 2020 года, когда новый CoVId-19 все еще кажется обычной простудой вроде "Птичьего гриппа" 2005 года. Курс российской нефти под маркой "Brent" стоит 70$ за баррель и ничего не предвещает беды.
Однако совершенно внезапно уже в феврале мировой общественности становится ясно: ситуация куда серьезнее, чем казалось на первый взгляд. Когда в Китае набралось 80000 заболевших (не так уж и много кстати, в масштабах полуторамиллиардной страны), власти решили действовать радикально: закрыли всю страну на карантин, обязали всех носить маски и остановили работу огромного количества предприятий. И что уж там говорить о свободе перемещения! Авиарейсы отменить, поезда остановить, автотранспорт только по разрешениям, да и куда бы кому перемещаться, если все граждане сидят дома и даже не пытаются как-то нарушать слово закона?
Итого всего за несколько недель уровень загрязняющих выбросов в атмосферу сократился в несколько раз! А это значит, что раз заводы простаивают, а машины никуда не ездят - значит никому не нужно топливо! А раз антисептик и влажные салфетки теперь котируются выше чем бензин, дизель и керосин, то значит и цена на углеводородное топливо начинает усиленно падать.
К началу весны цена за баррель нефти достигает критических 60$, а это значит, что всего за месяц "черное золото" потеряло в цене больше 20%! Мировым промышленникам становится не до шуток: необходимо что-то срочно предпринять, чтобы остаться на плаву.
Искусственный дефицит
4 марта, прекрасный весенний день в еще не полностью закрытой на карантин Вене. Именно в этот день должны были пройти переговоры министров стран-членов ОПЕК и не-ОПЕК. Вроде всем уже ясно: чтобы выжить и сохранить цены на нефть хотя бы немного выше плинтуса - необходимо сбавить темпы ее добычи. Поскольку раз топливо сейчас никому не нужно (просто напросто ничего не работает и значит и возить тоже нечего), значит нужно меньше его добывать, чтобы меньше денег тратить на его добычу, а также создать "искусственный дефицит", при котором оставшиеся игроки рынка были бы вынуждены платить цену, установленную ОПЕК.
С одной стороны прекрасно: сохраним свои прибыли и удержим цены на "докоронавирусном" уровне. Вот только одна небольшая заминка: если резко сократить добычу нефти - придется сократить огромное количество кадров, уволить простых работяг и отправить в отпуск на "неопределенный срок" специалистов. Таким образом из-за интересов мега-корпораций мы получим по итогу колоссальную безработицу и обвал рынка труда в нефтеперерабатывающей отрасли.
Но это лирика: никто не стал бы жертвовать ТАКИМИ деньгами в угоду простым людям. Именно поэтому договоренность по ОПЕК+ достигнута не была: большинство стран-участниц были согласны на сокращение объемов добываемого топливо, но Россия сочла данное предложение за угрозу ее нефтяному доминированию в мире, поскольку это в ОАЭ легко и просто приостановить добычу нефти: там тепло и нет вечной мерзлоты, а значит за полгода со скважиной ничего не случится и ее можно будет быстро снова ввести в эксплуатацию.
В России же дела обстоят совсем иначе: снижение объемов добычи нефти означает для наших топливных компаний только одно - придется законсервировать большую часть скважин до более благоприятных времен. Только вот незадача: когда это "благоприятное" время настанет может получиться так, что "раскупоривать" законсервированную скважину будет куда дороже, чем освоить новую. Таким образом получается, что для России данное соглашение не просто чрезвычайно невыгодно, а еще и может повлечь за собой катастрофические последствия для всей нефтяной отрасли.
В общем, никто ни с кем не договорился, только лишь испортили отношения. Мало того, что Россия отказалась сокращать свои темпы добычи, так и ОАЭ пошли на принцип, отказавшись от сделки. С 1 апреля 2020 года все предыдущие договоренности по сокращению добычи нефти стали недействительными, а месяц назад, когда Александр Новак покинул заседание ОПЕК+ российская нефть упала до, казалось бы, катастрофических 47$ за баррель. Но это было только началом конца.
Чем все кончилось
А коронавирус-то отступать и не собирался! Те, кто прогнозировали общемировой карантин на месяц-два жестоко прогадали, поскольку сейчас уже ноябрь, а мировая экономика не спешит возвращаться на прежний уровень. Важным фактором для дальнейшего обрушения цен на нефть оказался массовый переход работников на "дистанционку" даже после снятия жестких ограничительных мер, а также и закрытие многих предприятий, которые не смогли пережить длительный простой.
Таким образом, спрос на нефть упал, а добыча не была снижена настолько, чтобы уравновесить спрос и предложение. Поэтому 21 апреля 2020 года цена на "Brent" упала до рекордных 19,3$ за баррель, а фьючерсные контракты и вовсе ушли в глубокий минус. Стало ясно, что концепция "качаем пока не треснет" не сработала. Треснуло.
В общем, пришлось все-таки идти на мировую и снижать свои аппетиты, хотя Китай, быстро оправившийся от напавшей на него хвори, успел скупить немало дешевой нефти, забив ею свои хранилища. Появление большого количества дешевого топлива не могло не повлиять на дальнейшую расстановку сил на мировом рынке.
В любом случае, после того, как все участники ОПЕК+ договорились о том, что играть в мировую экономику надо по правилам, дела в нефтедобывающей отрасли пошли на лад. Да, достичь докризисных цен пока что не представляется возможным, однако больше интернет не пестрит новостями с заголовками "цены на нефть упали в минус", что, кстати, является грубой ошибкой в терминах "цена за баррель" и "цена за фьючерс".
Но об этом в другой раз. Спасибо за прочтение!