Что такое НДТ (наилучшая доступная технология) и как она должна применяться в России?
НДТ — это перечень специально разработанных норм и технологий, которые должны соблюдаться при производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Что такое НДТ (наилучшая доступная технология) и как она должна применяться в России?
Каждое цивилизованное государство в настоящее время обязано заботиться о том, чтобы функционирующие на его территории предприятия, учреждения и организации соблюдали внутренние и общепринятые мировые экологические стандарты, направленные на предупреждение причинения вреда природе, здоровью и генетическому фонду человека.
С этой целью для каждой отрасли промышленности разрабатываются наилучшие доступные технологии (НДТ), направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.
НДТ — это перечень специально разработанных норм и технологий, которые должны соблюдаться при производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг. Благодаря НДТ обеспечивается высокая продуктивность производства и соблюдение обязательных критериев по охране окружающей среды.
История появления НДТ
Впервые с понятием «наилучшие доступные технологии» страны ЕС столкнулись в 1984 году, после того как, в соответствии с принятой Советом и Парламентом ЕС директивой по вопросам комплексного предотвращения и контроля загрязнений, началась разработка концепции НДТ и подготовка комплексных экологических разрешений (КЭР). После этого крупные предприятия стран ЕС, функционирующие в основных отраслях экономики, с 1996 года должны были работать в соответствии с требованиями НДТ и получать КЭР.
В России термин НДТ появился после принятия в 2014 году изменений в № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С 2019 года при участии Минэнерго РФ начали разрабатываться нормативно-правовые акты, необходимые для реализации перехода на принципы НДТ.
Структура законодательства в области НДТ
Основным законом, который регламентирует понятие и этапы перехода ИП и юридических лиц на НДТ, является № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт:
- определяет те области промышленности, в которых нужно обязательно внедрять нормы НДТ;
- обязывает предприятия всех форм собственности, входящие в соответствующие списки, использовать технологические показатели НДТ;
- устанавливает обязанность для соответствующих госструктур по разработке информационно-технических (ИТС) справочников;
- определяет меры господдержки предприятиям, внедряющим НДТ.
ИТС должны разрабатываться Росстандартом на основании Постановления Правительства РФ № 1458 от 23 декабря 2014 года и в соответствии с нормами № 162-ФЗ «О стандартизации в РФ». Это могут быть вертикальные отраслевые и горизонтальные межотраслевые справочники, которые используются в разных видах деятельности.
Справочники носят информационный и ненормативный характер и содержат описание технологических, технических и управленческих решений, которые направлены на достижение максимального экологического результата. Они разрабатываются для конкретной отрасли с учётом сложившейся практики и консенсуса между государством, представителями бизнеса и обществом.
Кроме этого, с переходом на НДТ в той или иной степени связаны:
- № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», регулирующий отношения в части эффективного использования энергоресурсов;
- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязывающий ИП и компании в процессе эксплуатации зданий/сооружений и занимающихся утилизацией отходов, внедрять НДТ;
- № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривающий внедрение НДТ для ИП и компаний, имеющих стационарные источники.
Как это должно работать?
В соответствии с нормами утверждённой Указом Президента РФ№176 от 19 апреля 2017 года Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года, государство должно стимулировать и контролировать внедрение НДТ.
На первоначальном этапе на НДТ обязаны перейти предприятия первой группы, которые способны нанести наибольший урон экологической безопасности или загрязнить окружающую среду, занимающиеся:
- производством нефтепродуктов;
- добычей нефти, газа, цветных металлов, их переработкой;
- производством химической, агрохимической, фармацевтической продукции.
Такие компании должны будут получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Если предприятия или ИП не будут выполнять указанные требования законодательства, то их ждут серьёзные административные штрафы, вплоть до приостановления лицензируемой деятельности.
В первую очередь, получить это разрешение должны будут около 300 крупнейших производственных компаний, которые в целом выбрасывают в окружающую среду более 60% загрязняющих веществ.
Чтобы получить КЭР, предприятия должны будут пересмотреть свои технологические процессы, привести их в соответствие с разработанными государством экологическим нормам, установив предельные показатели минимального и максимального расхода
энергоресурсов при производстве своей продукции и снизив потребление тепловой̆ электрической энергии.
К концу 2025 года КЭР должны будут получить все малые, средние и крупные компании I категории (более 7500 объектов, имеющих отношение к 39 областям применения НДТ основных отраслей и подотраслей экономики).
Государство планирует, что переход на НДТ позволит не только снизить негативное воздействие вредных веществ на окружающую среду, но и повысить экономическую и экологическую безопасность производства на предприятиях, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на рост экономики страны.
Чтобы правильно оформить документы и своевременно получить КЭР, необходимо обратиться за помощью к профессионалам нашей компании, которые хорошо разбираются в вопросах охраны окружающей среды и промышленной безопасности.
Мы на протяжении длительного времени повышаем квалификацию и знания своих сотрудников в вопросах промышленной экологии, поэтому все проблемы будут решены в строгом соответствии с нормами законодательства.