Что такое экологический кодекс?
Небольшой обзор о том, что из себя представляет экологический кодекс и когда он будет принят. Читайте у нас на сайте, что будет из себя представлять сборник экологических норм и правил.
В одной из наших статей мы уже поднимали вопросы экологического законодательства. В данном материале мы приняли решение рассказать вам о таком понятии как "экологический кодекс", которое в последнее время очень часто упоминается экологами.
Разработка и утверждение Экологического кодекса в Российской Федерации является одной из приоритетных задач как для Министерства юстиции так и для Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В мае 2021 года Совет Федерации РФ заявил о намерении в кратчайшие сроки разрешить эту задачу.
Нынешнее положение дел
На настоящий момент основными нормативно-правовыми актами (далее – НПА) в Российской Федерации, призванными защитить окружающую среду на федеральном уровне являются, в частности:
- ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
- ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
- Лесной, Водный кодексы
- КоАП РФ в части главы 7, а также 8, которыми предусмотрена административная ответственность за совершение правонарушений, наносящих ущерб экологии.
Данный перечень НПА не является исчерпывающим, существует также НПА субъектов РФ.
Основными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции в этой сфере, являются Росприроднадзор, Рослесхоз, Природоохранная Прокуратура РФ. На первый взгляд кажется, что существует довольно широкий спектр регуляторов и законов, способных оградить окружающую среду от негативного воздействия недобросовестных природопользователей. Но это только на первый взгляд.
В действительности же только кодифицированный НПА способен должным образом урегулировать и упростить для понимания природопользователей эту сферу правоотношений.
Проблемы и их решение
Когда речь идёт об экологии, то здесь вы можете встретить целый набор НПА, которые устанавливают определённые обязанности и права для природопользователей в разных сферах охраны окружающей среды (например, водопользование, обращение с отходами, охрана атмосферного воздуха). Но не всегда за их нарушения наступает хотя бы административная ответственность. Остаётся только надеяться на меры прокурорского реагирования и предписания надзорных органов.
Также остаются пробелы в некоторых сферах, которые приходится заполнять наскоро принимаемыми законами субъектов РФ или же НПА на федеральном уровне. Таким образом, мы имеем множество НПА, которые регулируют охрану окружающей среды, основная же задача Экологического кодекса создать единый консолидированный документ отражающий подход государства к охране окружающей среды, а также регулирующий данную не мало важную сферу жизни общества. К сожалению, на сегодняшний момент многие природопользователи обращают пробелы в действующем законодательстве в свою пользу и избегают ответственности за экологические правонарушения.
Ещё один важный момент касается технического прогресса, который в XXI веке набрал очень высокие темпы. Появляются новые средства и приспособления, способные как нанести ущерб природе, так и спасти её. Крайне губительно на экологию воздействуют разливы нефтепродуктов и иных токсичных веществ в водных объектах, происходит слив неочищенных сточных вод и, как следствие, гибель ценнейших биологических ресурсов. Не говоря уже о лесных пожарах и ином техногенном бедствии, после которого только рекультивация земель поможет хоть как-то сохранить и в дальнейшем возродить природу на пострадавшей территории. Поэтому очень важно в будущих НПА отразить обязанность использования и порядок оборота продукции, помогающей в борьбе с такими происшествиями.
Чего ждать?
Как мы уже упоминали выше, нынешний год дал надежду на серьезный апгрейд законодательной базы в данной сфере. Высший законодательный орган, кажется, наконец заметил, что НПА, которые приняты 15-20 лет назад, не соответствуют современным реалиям и заговорил о необходимости реформирования законодательства.
Интересно и то, что многочисленными энтузиастами создаются проекты Экологических кодексов, которые доступны в Интернете. Как нам кажется, такие инициативы должны отслеживаться властями и поощряться. Также, как и деятельность волонтёров по ликвидации загрязнения нефтепродуктами водных объектов и соблюдение природопользователями норм по обеспечению экологической безопасности на производствах. Как говорится, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Именно поэтому предприятиям добывающей отрасли, необходимо заранее позаботится об утилизации отходов и очистке сточных вод. Сейчас же нам остаётся надеяться, что законодатель вспомнит о ст. 42 Конституции РФ, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и займется предметным разбором проблем для дальнейшей разработки эффективных норм для Экологического кодекса.
Все фотографии взяты из открытых источников.