Аварийный ремонт нефтепровода
Аварии на нефтепроводах чаще всего случаются в результате повреждения труб коррозией (в 90% случаев). При этом из-за продолжительной эксплуатации без капитального ремонта износ труб составляет 70%. Из-за отсутствия необходимого обслуживания и своевременных ремонтных работ количество прорывов ежегодно увеличивается.
Срок эксплуатации каждого нефтепровода указан в специальной документации, а при его истечении пригодность труб к дальнейшей эксплуатации определяется специальной экспертизой. После проведения проверки выносится решение о ремонте или замене труб, однако сроки проверки и своевременное проведение ремонтных работ на нефтепроводах часто нарушаются, что приводит к прорывам и протечкам нефтепроводов.
К каким последствиям приводят аварии на нефтепроводах?
Аварийные происшествия на месторождениях и при транспортировке приводят к разливам нефти и загрязнению территории. Только в течение 2019 года случилось более 17 тыс. аварий (из них более 10 тыс. – на трубопроводах). Это более одной аварии в час.
Например, в Ямало-Ненецком автономном округе в результате аварии произошла утечка топлива из магистрального нефтепровода и случился пожар. К загрязнению местных водоёмов привело ЧП на неэксплуатируемом нефтепроводе в Хабаровском крае. Такие аварии причиняют значительный вред почве, растениям и животным. При попадании нефтепродуктов в воду и оседании вредных частиц на дне водоёма происходит постоянное загрязнение источника, поскольку при половодье или любом другом взбалтывании частицы поднимаются на поверхность. Опасность состоит в том, что последствия таких аварий полностью ликвидировать невозможно.
Как проводятся аварийно-восстановительные работы (АВР) на нефтяных трубопроводах?
Для устранения аварии могут проводиться разные виды работ по восстановлению и ремонту нефтепроводов. При этом перечень таких работ может изменяться в зависимости от степени разрушения, климатических и географических условий местности, а также расстояния от баз и дорог. Для оперативной ликвидации аварии и минимизации вреда окружающей среде, для восстановления функционирования трубопровода рекомендуется разработка определённых схем, в которых описываются обязательные работы и необходимая техника.
Обычно при ликвидации аварии требуется собрать вытекшую нефть и загрязнённый грунт, а затем провести рекультивацию пострадавших почв и вод. Обычно для устранения аварии на нефтепроводе проводятся следующие виды работ:
- вскрытие повреждённого участка трубопровода;
- рытьё котлована для проведения работ по вырезке участка, повреждённого при аварии: после демонтажа этого участка производится установка новой секции трубопровода;
- проверка качества швов после сварки и изоляция установленного участка нефтепровода;
- восстановление грунта до первоначального состояния: производится засыпка трубопровода и разравнивание грунта над ним (при проведении работ на землях сельскохозяйственного назначения
- требуется восстановление плодородного слоя);
- утилизация загрязнений (грунта и топлива), содержащихся в земляном амбаре, в соответствии с требованиями, установленными в нормативных документах.
АВР (аварийно-восстановительные работы) проводятся по разработанным технологическим схемам, т. к. особенности ликвидации аварии наблюдаются в каждом отдельном случае. Специфика и объёмы АВР согласуются производителем и заказчиком, которые также утверждают соответствующие документы. Для выполнения технологических элементов производители работ (мастера, прорабы, бригадиры) используют специальные технологические карты.
Качественное проведение АВР возможно только при использовании следующей техники:
- бульдозеры, с помощью которых можно вести в мёрзлых грунтах;
- экскаваторы, способные копать на глубину около шести метров;
- специальные машины для разрезания трубопроводов вместе с изоляцией;
- приспособления, которые производят вырезку отверстий под давлением;
- различная аппаратура и расходные материалы для сварки;
- передвижная дизельная электростанция с соответствующей мощностью для обеспечения энергией при проведении АВР;
- воздушный компрессор, который обеспечивает подачу воздуха под высоким давлением (для работы пневматического инструмента);
- транспортные средства, зарезервированные в необходимом количестве.
Экологический аспект ликвидации аварий на нефтепроводах
Экологические и санитарно-эпидемические требования обязательно должны соблюдаться эксплуатирующими организациями. Их выполнение строго контролируется государством, поэтому для ликвидации аварийных разливов субъекты хозяйствования должны применять эффективные и безопасные для экологии способы ликвидации разлива и последующей рекультивации загрязненных участков.
Правильная ликвидация аварийных разливов невозможна без использования современных технологий и материалов (сорбентов, сорбирующих изделий, биопрепаратов). Все эти средства обычно бывают прописаны в ПЛАРНе, который должен быть у любого предприятия, которое имеет отношение к углеводородам, а тем более у нефтедобывающего или нефтеперерабатывающего.
Группа компаний Терра Экология предлагает своим клиентам специальные наборы для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, которые удобно применять в сложных условиях, например, при прорыве нефтепровода. При обращении в нашу компанию все вопросы, касающиеся охраны окружающей среды и промышленной безопасности, будут решены нашими сотрудниками в максимально короткие сроки и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Благодаря оперативному решению возникших проблем можно избежать штрафов, которые налагаются на предприятия в случае аварии, которая повлекла за собой загрязнение окружающей среды. Своевременная ликвидация последствий аварии – это эффективное решение, позволяющее быстро устранить негативные последствия и свести к минимуму риски для компании.