7 любопытных фактов о нефти
1. Нефтяная радуга
В стандартном представлении нефть - черного цвета. Однако существует нефть красная, оранжевая, зеленая, голубая и даже бесцветная. Цвет нефти во многом зависит от количества, характера и окраски смолистых веществ, которые она в себе содержит. Бесцветная или белая нефть – это, например, по сути - газовый конденсат. Важно также понимать, что цвет нефти почти никак не влияет на ее качество. На него влияет доля неуглеводородных примесей, так как чем больше их в нефти, тем она тяжелее, то есть более вязкая, плотная и неудобная для добычи. При ее переработке остается большое количество тяжелых фракций. Из легких нефтей получают светлое топливо – бензин и дизель, а из тяжелых – мазут, битум и гудрон.
2. Не живая водица
Так как у нефти очень высокий коэффициент поверхностного натяжения, всего одной капли «черного золота» будет достаточно для того, чтобы испортить около 25 литров воды. Однако, конечно, если собрать нефть с помощью скиммера или сорбента, то вода снова очистится, поскольку диффузии (взаимного смешивания) между нефтепродуктами и водой не происходит, из-за чего нефть остается только на поверхности воды, образуя тонкую пленку, которая не пропускает воздух. По сути, именно невозможность кислородопроницания и является главной опасностью нефти для живых организмов, обитающих в воде.
3. Скатерть самобранка
Казалось бы, кому придет в голову употреблять нефть в пищу? Или выпить утром, вместо кофе, чашечку бодрящего бензина? Кажется странным, однако при переработке всего 2% от общего количества добытой ежегодно нефти можно получать около 25 миллионов тонн белка, который является неплохой альтернативой белку животного происхождения. Причём он уже активно применяется в производстве продуктов и способен обеспечить полноценное питание двух миллиардов человек на протяжении целого года. Именно этот способ переработки лежит в основе работы биопрепаратов для нефти, так как они поглощают нефть, разделяя ее на углекислый газ и воду.
4. Первым делом самолеты
Первоначально нефть применялась преимущественно для создания керосина, который использовался не только на благо военной промышленности, но и в быту, достаточно вспомнить знаменитые керосиновые лампы. Бензин не годился для этих целей, потребителей у него практически не было, но так как бензин был побочным продуктом при перегонке нефти в керосин, его цена была настолько низкой, что многие перерабатывающие заводы попросту сливали бензин в природные водоемы, отравляя их. Наверное, сейчас владельцы тех самых заводов уже много раз пожалели о своих поступках. Но, с другой стороны, никто не мог даже догадаться, что сейчас у каждой семьи будет по личному автомобилю.
5. Путешествие к центру земли
Когда мы говорим о месторождениях нефти, то представляем себе, что они находятся глубоко-глубоко, где-то в далеких недрах земли. Однако на самом деле, нефтяные скважины могут располагаться, как и в 10-15 метрах от поверхности, так и на глубине 5-6 километров. Правда, чаще всего нефтяные скважины встречаются при бурении от 1 до 3 километров. Так что по сути, нефтяные залежи находятся не так уж и далеко от нас. Но это не значит, что стоит пробовать отыскать "черное золото" у себя в огороде - все равно без специальной очистки использовать нефть будет очень сложно.
6. Панацея
Самой известной таблеткой от головной боли является, несомненно, аспирин. Изначально его делали из коры ивы, однако времена требовали более продвинутых технологий, поэтому в 1874 году был открыт принцип выработки салициловой кислоты из фенола. С тех пор ацетилсалициловая кислота, или попросту «аспирин», стала одним из самых популярных в мире лекарственных средств. Кроме того, различные производные нефти используют в препаратах, помогающих людям избавиться от аллергии, головной боли, нервного стресса или инфекционных заболеваний. Наверное, наши потомки очень удивятся, узнав, что мы пили нефть в таблетках от головной боли.
7. Сыграем в бочонки
В переводе с английского «barrel» – это бочка. В США в середине 19 век несколько предпринимателей объединились для транспортировки нефти и, для экономии, стали закупать для этого уже использованные бочки объемом в 159 литров. Такой объем посчитали оптимальным для погрузки в железнодорожные вагоны. Со временем его и утвердили в качестве общей единицы измерения и назвали баррелем.
По сути, это как история о двух древних лошадях и о современной космической промышленности, которая гласит о том, что не получится запустить в космос ракету побольше, потому что ее часть не помещается в поезд, рельсы которого проложены по древнеримской дороге, которая проектировалась так, чтобы на ней помещались две лошади.